В мир психологии люди приходят по разным причинам. Кто-то ищет самоанализа, кто-то хочет разобраться в себе, а кто-то – просто компенсировать свои комплексы. Но что скрывается за этой пеленой желаний? И какова истинная цель тех, кто ступает на этот тернистый путь?
Я, как психолог, могу с уверенностью сказать, что существует три уровня, на которых происходит работа над психикой. На первом – самом примитивном – люди пытаются вылечить свои «болячки». Это могут быть страхи, фобии, зависимости, депрессии. На этом этапе человек эгоистично фокусируется на себе, не заботясь о других.
Второй уровень – это уже стремление к «осознанности». Здесь человек начинает работать над своими глубинными установками, паттернами поведения, сценариями. Он хочет стать «просветленным», «гармоничным», «счастливым». Но, как правило, за этими благими намерениями скрывается все то же эго, жаждущее контроля и признания.
И только на третьем, высшем уровне, терапевты и их клиенты действительно стремятся «на благо всех живых существ». Здесь нет места эгоизму, ложной скромности или показной «проработанности». Здесь царит безусловная любовь, сострадание и принятие.
Но, к сожалению, большинство людей топчутся на первых двух уровнях. И это неудивительно, ведь современный мир, с его бешеной скоростью, конкуренцией и информационным шумом, является настоящим рассадником психических расстройств.
А система психотерапии, как ни парадоксально, не всегда помогает людям. Зачастую она лишь усугубляет проблему, создавая иллюзию «проработанности» и подпитывая эго терапевтов.
Я сам столкнулся с этим, когда начал работать с клиентами бесплатно. Оказалось, что терапевтическая система, на которой я был обучен, нацелена на совершенно другие цели, нежели помощь людям.
Истинная психология должна быть не про «лечение» и «проработку», а про освобождение от эго, про растворение в чем-то большем, чем ты сам. Это путь, который требует не только courage, но и честности, открытости, и willingness to change.
Я верю, что прогресс в лечении психического здоровья будет связан не с разработкой новых лекарств и протоколов, а с изменением самой системы психотерапии. Она должна стать более человечной, более целостной, более ориентированной на благо человека, а не на его «проработку».
И тогда, возможно, мы сможем сделать мир чуточку лучше.